Uber пришёл в Питер. Причём пришёл он ещё в июле, о чём была написана статья на ЦП. Казалось бы, всё хорошо — теперь петербуржцы могут использовать современный международный сервис и делиться с друзьями промо-кодами на Uber (по ссылке — сравнение реферральных систем и небольшой обзор сервисов такси).
Но в фонтанке вышла статья, которую прокомментировал человек, который имеет прямое отношение к рынку такси — основатель «Такси в Пулково», Михаил Виноградов. С разрешения автора я опубликовал его комментарий тут.
Хотел было обойти вниманием бесплотную публикацию “Фонтанки.Ру” о запуске в Питере #Uber, но столь многие из френдов попросили прокомментировать, что вынужден сделать это публично.
Можно даже не быть экспертом, и никак не быть связанным с #такси, чтобы заметить, что статья написана ни о чём – полностью высосана из пальца. Её заголовок, текст, экспертиза, выводы – всё не в тему, не ко времени и ни о чём. Писанина ради писанины. Новость ради новости. Работа ради галочки. Впрочем, это ведь “Фонтанка”. Утюг спас ребёнка.
1. “Цены на перевозки пока значительно ниже, чем у конкурентов, а размер комиссии больше — 20%”. Цены на перевозки в бизнес-классе соответствуют расценкам большинства бюджетных такси. Правда, вместо заклеенных словами “бизнес по цене эконома” Мондео подаются небрендированные Мерседесы и БМВ. Мы – партнёр Убер. Цены на уровне городских. Комиссия 20% – общепринятая для рынка. Такая же – например, у такси “Везёт”, и у других крупнейших диспетчерских. По ценам Убер Х комментировать рано. Они ниже лишь на стоимость подачи, которые, например, в бизнес-классе Убера вдвое короче, чем у конкурирующего сервиса У**и, название которого мне нельзя произносить под страхом суда:) Если средняя подача в экономе останется как сейчас или будет ещё сокращаться – Убер водителю будет выгоднее всех. Сейчас самые короткие подачи у “Везёт”, но этой компании Убер пока, конечно, не конкурент, и конкуренции за клиента между ними пока не откуда взяться. А вот за лучших водителей, работающих на своих машинах, наверное можно и побороться в “Везёт”, сотрудники которого относятся к сотрудникам, как к говну.
2. “В таксомоторных компаниях отнеслись к новинке равнодушно”. Я – таксомоторная компания. Я в полном и неопределимом словами восторге от того, что в город, наконец, пришёл убер. Я ждал его очень давно. Коллеги, с которыми я обсуждал запуск сервиса, или разделяли мою радость или переживали по поводу низких цен Убера. Но никак не были равнодушны. А высокопоставленный представитель одного из участников “рынка компьютерных приложений для заказа такси” сообщил мне в приватной беседе, что объем перевозок в первые выходные работы бюджетного УберХ в Москве упал более чем значительно. Потом, правда, цифры выровнялись. Не знаю точно, но полагаю, что в Питере провал тоже был заметным.
3. “Мол, мы хотим легализоваться на этом рынке, говорят они”. Во всём мире Убер работает как “подпольное” такси, а словосочетание “your secret uber” используется компанией в маркетинге и в каждодневной работе. Не думаю, что в Питере будет какая-то особая тактика. К тому же, лицензии уберам действительно не нужны. Лицензия нужна для оказания услуг такси “неограниченному кругу лиц”, Убер же оказывает услуги пользователям приложения, на каждую поездку создаётся маршрутный лист – это полноценный договор фрахтования. Ни квитанции, ни шашечки уберу не нужны. Это трансфер, а не такси.
4. “В Uber отказались называть юрлицо, которым компания представлена в России”, а представители Фонтанки отказались пользоваться Яндексом и Гуглом, а также не ходили на сайт Убера:)
5. “Специалисты [Яндекс.Такси и #gettaxi], с которыми общалась «Фонтанка», либо не знают о существовании Uber, либо слышали, но никогда им не пользовались”. – Ну, разумеется.
6. “По мнению Александра Холодова, руководителя партнерства «Петербургское такси», […] подобные приложения выходят десятками в год, но, по сути, на рынок таксомоторных перевозок они никак не влияют”. На месте Александра Холодова, после этих слов, я бы немедленно снял с себя полномочия. Впрочем, интересоваться рынком в партнерстве “Петербургское такси” не обязаны. Их работа – собирать взносы. Не влияющий на местные рынки Убер, тем временем, в некоторых городах запрещён законом. Наверное, просто так. Для прикола.
7. “170 рублей для водителя — это за гранью окупаемости. Ему невыгодно ездить по таким заказам” – ещё один камень в огород Александра Холодова. Наверное, водителю выгодно ездить по заказам стоимостью 220 рублей, с которых клиенту ещё дадут скидку 25%, нужно будет заправиться, оплатить комиссию, помыть машину, забашлять конторе Холодова за лицензию и так далее.
8. Фамилия Марка Куртика – одного из самых уважаемых и давнишних участников рынка – и вовсе указана неправильно. Даже имена и фамилии экспертов редакторы Фонтанки не проверяют.
Между тем, в Питере действительно запустился Убер-Х. Очень скоро я напишу, как паркам работается в новой среде. Логистика – традиционно сильная сторона Убера, а доход парков и водителей определяется не стоимостью минимальной поездки, а количеством подач и их дальностью.
Безусловно, Убер – один из интереснейших проектов в мировой истории такси. Как-то глупо писать о его запуске в Петербурге, как о какой-то незамеченной рынком фигне. Впрочем, рынок болотистый. И это, безусловно, на руку Уберу и его партнёрам.
Как-то так.
UPD: Статейка начинает обрастать комментариями, и, в принципе, становится понятно, для кого это пишется. Вопрос снят.
Я знаю где вы жили, живете и будете жить
Моя бабушка читает газету “Жизнь”…
—–
Этот комментарий прекрасно иллюстрирует то, как должны реагировать на приход сильного игрока на рынок его адекватные и любящие свою работу игроки — спокойно, без паники принимать изменения и стараться работать ещё лучше. Кризис — это время работать лучше и уделять больше внимания клиентам, а не расстраиваться и думать о том, как же всё плохо.