«От хорошего к великому» — одна из самых рекомендуемых к прочтению книг про бизнес. На самом деле, это скорее не книга, а результат большого исследования американских компаний, цена на акции которых в 3 раза превышала среднюю цену по рынку в течение 15 лет. То есть она содержит в себе всё то, что было общего у успешных компаний.
Часто говорят, что ситуацию всегда лучше видно со стороны и именно поэтому эту книгу стоит прочитать — она рассказывает о том, что происходило внутри компаний, которые смогли стать великими. Gillette, Nucor, Fanie Mae — компании, производящие разные товары или услуги, продающие их разным клиентам и имеющие разные бизнес-модели имели много общего, что не было видно на первый взгляд. Все эти базовые вещи представлены ниже.
Суть книги «От хорошего к великому»
- Все компании следовали Бритве Оккамы: «Не стоит множить сущностей сверх необходимого». То есть они избавлялись от всего лишнего — лишних направлений развития, лишних людей и процессов, максимально упрощая процесс.
- Сначала — кто. Во всех компания вначале собирались ценные кадры, которые ставились на самые перспективные направления, которые могли обеспечить больший рост. При этом все эти компании без сожаления расставались с людьми, которые не подходят, если они не выполняли требуемых функций. Также они не спешили нанимать людей, если они не подходили на должность идеально, предпочитая решать проблемы другими способами.
- Они собирали информацию по ключевой, наиболее важной метрике, используя её в качестве ориентира. Прибыль на квадратный метр / сотрудника офиса / регион или подразделение — была целью оптимизации затрат.
Это прекрасно иллюстрируется цитатой Черчилля:Вооруженный такой верой Черчилль никогда не боялся, однако, смотреть в лицо самым суровым фактам. Он боялся, что его характер сильного лидера, его харизма могут оказаться преградой для получения им достоверной информации. Так, в начале войны он создал особый отдел, названный Статистическим управлением, единственной задачей которого было постоянно и без всяких купюр снабжать его этой информацией.32 Этот отдел был его опорой всю войну, он постоянно обращался туда за фактами, только фактами. Когда фашисты оккупировали всю Европу, Черчилль не потерял способности к крепкому сну, и спал на удивление хорошо: „Мне не нужны чарующие сновидения, — писал он. — Факты лучше, чем сны“.
- Все компании следовали парадоксу Стокдейла: они были оптимистичны, не теряя прагматизма. Они знали, что светлое будущее наступит, но не скоро.
- Концентрация на одной области деятельности помогла компаниям не тратить свои усилия понапрасну. Они все занимались тем, в чём они теоретически могли стать лучшими, не отвлекаясь на другие направления деятельности.