Что полезного можно узнать, играя в Доту.

DoTA — игра, которая сначала была сделана энтузиастами в виде карты для культовой Warcraft III, а потом ожила в виде самостоятельной игры уже от Valve. Эта игра породила целый жанр MOBA, который представлен уже даже и на мобильных платформах. И у этой игры… есть чему поучиться.

На первый взгляд те люди, которые играют в Доту, просаживают свою жизнь зря. Так оно и есть и не только на первый взгляд, потому что в целом эта игра также бесполезна, как и сотни других, но игра в Доту вдобавок ко всему этому зачастую сопряжена с постоянными оскорблениями товарищей по команде друг друга (в публичных играх).

Так есть ли польза, которую можно извлечь, играя в Доту? Конечно! Сначала мы задумаемся над игровой механикой, а потом посмотрим как же Valve (кстати, эта компания отличается не только гениальными играми, но и интересной системой организации, про которую, например, рассказано в ЦП) использует различные приёмы для удержания игроков.

Интересный геймплей

Во-первых, игра в Доту требует состояния потока и максимального внимания. Потому что помимо того, что необходимо постоянно контролировать героя (наносить последний удар вражеским крипам, чтобы получить больше золота и опыта, и добивать своих, чтобы враги получили меньше), необходимо в то же контролировать ситуацию на поле, смотреть, чтобы враги, которые находятся в другой части карты не ушли (это значит, что они могут тебя убить), покупать себе какие-то предметы, выбирать стратегию развитию своего героя.

И это уже не говоря про драки команд, когда необходимо задействовать 1 или несколько навыков в определённом порядке, чтобы победить. Например союзник может собрать всех врагов в одной точке, после этого ты должен подбежать к ним, активировать свою способность, отследив, чтобы тебе её не сбили… в общем постоянно 5-7 вещей находятся в поле твоего внимания, достаточно посмотреть какой-нибудь ролик, например, лучшие моменты с международного турнира:

 Большое количество тактик

В зависимости от команды и распределённых ролей, существует несколько путей развития персонажа. Потому что покупка нужных вещей позволяет усилить сильные стороны героя, или прикрыть слабые (второе, как правило, не прокатывает, но Valve постоянно работает над балансом, поэтому несбалансированные герои быстро правятся).

Важность командной игры

При этом в Доте очень важно играть командой, потому что при наличии одного человека, который постоянно умирает, вся команда будет страдать от того, что враг будет развиваться быстрее. Командный дух, как ни странно, сильно помогает выигрывать и поэтому в публичных играх у случайной команды нет шансов против сыгранной пятёрки, хотя бы потому, что даже на таком микро-уровне отсутствие взаимопонимания и поддержки в команде приводит к краху. Причём разговор идёт не только о том, чтобы какой-нибудь школьник не расстроился и не пошёл умирать напрасно (такое пресекается системой жалоб и возможностью забанить игрока при большом количестве жалоб), но о слаженном взаимоотношении, когда один герой лечит других и помогает контролировать карту, расставляя «глаза».

Нежелание проигрывать заставляет людей читать и писать сотни руководств по игре, читать описание героев и стратегий, но это всё заслуга интересного и продуманного игрового дизайна и удачно реализованных игровых механик. Теперь мы подобрались к тому, чтобы понять, как же DoTA удерживает пользователей на уровне продукта и как же она зарабатывает деньги.

Где бабки, Зин?

А деньги отдаются Valve за красивую одежду для любимых героев, анимацию победы, или новые модели для инвентаря (модель для курьера, который таскает шмотки, оформление интерфейса, озвучка системных сообщений). Самое интересное, что для того, чтобы заставлять людей тратить деньги и вовлекать их в процесс покупки, с течением времени игроку выдаются «призы», открыть которые можно при помощи ключа, покупаемого за деньги, или просто случайные вещи для случайных героев. При этом, если ты хочешь собрать весь костюм герою (прям как для Барби) — плати или меняйся с другими игроками на встроенном рынке.

Предложение одеть героя показывается до начала матча, причём купить и использовать можно сразу, не прерывая игры. Это всё равно что расположение товара для спонтанных покупок около касс на выходе из супермаркета (всякие шоколадные яйца и мармеладные мишки, ну вы поняли).

В этом плане, политика Valve не отличается от f2p-политики монетизации… Ничем кроме того, что эта игра продолжает оставаться культовой и популярной среди игроков.

Для поддержки соревнований проводятся большие турниры и организуется трансляция матчей при помощи встроенной в Steam системы, потому что вокруг этой игры складывается своя культура, развитию которой разработчики и способствуют.