В 2016 году с обилием js-библиотек, когда Google вот-вот откажется от поддержки Flash, ничего не мешает делать красивые, воздушные сайты со шрифтами, анимацией и вот этим вот всем. Но на смену pixel-perfect приходит «веб-брутализм», про который писали на vc.ru. Конечно, раньше интернет был тёплым и ламповым. Но сейчас ничего не мешает вернуться к истокам, о чём напоминает отличная статья «Чёрт возьми, я айтишник». По большей части она напоминает всем разработчикам о том, что раньше не было DevOps, дизайнера, копирайтера или программиста. Один человек отвечал за всё. И эта статья действительно прекрасна.
В 1993 году не было дизайнеров, разработчиков, копирайтеров или сис админов. Ты был айтишником или программистом, и твоё имя было внизу каждой страницы.
Поговорим об этом. Твоё имя было в нижней части каждого сайта. Сайт располагался на каком-нибудь tomstrucking.net, но он был написан, развёрнут и обслуживался одним человеком. Если у посетителя были вопросы, он задавал их на webmaster@tomstrucking.net.
И этот почтовый ящик получал много писем:
- «Пожалуйста, пускай на моём сайте играет музыка из Стар Трека»
- «Можешь добавить счётчик посетителей на мою страницу?»
- «Я хочу, чтобы заголовок мерцал»
Люди обращались с айтишниками как с магами. Достаточно было просто написать про свои компьютерные мечты и они становились реальностью.
Мы не могли рисовать, но мы разбирались в базовых правилах дизайна и рисовали.
Мы не были программистами, но мы могли подправить CGI-скрипты.
Мы не были писателями, но мы подбирали самые важные слова для каждой страницы.
А пока мы это делали, мы влюблялись.
Во что? В РАЗНООБРАЗИЕ.
Люди приходили к нам со своими проблемами, а мы могли найти решение. Мы не могли найти решение в интернете, потому что мы и делали интернет. И нельзя было задать вопрос кому-то, кто знает больше. Почему? Да потому что ты сидел один в маленькой каморке, забитой дискетами и магнитными лентами.
Это были 90-е, и было много разных айтишников. Некоторый действительно были айтишниками и программистами. Другие пришли из типографского бизнеса. Многие работали в университетах. Была даже группа более креативных (музыканты, художники, писатели). Ещё были дети, которые занимали родительские телефонные линии своими модемами.
Несмотря на различия, у нас у всех было общее: мы знали, как сделать сайт. И, как оказалось, это было охуенно.
Конечно, можно было заплатить, чтобы тебе сделали сайт. Но, даже лучше, ты мог сделать свой сайт сам. Ты прост писал про то, что тебе нравится. Спорт, виски, или ненавистный Internet Explorer. В те времена это было дико: ты загружал это в сеть, чтобы общаться с другими ребятами, которым нравится то же самое. Всё что тебе было нужно это текстовый редактор (ну и FTP-клиент). Если айтишники были магами, то интернет был нашей магией.
Наши сайты были страшными. Вместо того, чтобы фокусироваться на дизайне, мы уделяли внимание словам, структуре и иерархии. Каждый страничка, которую мы открывали в тестовом редакторе содержала что-то вроде:
<h1>О чём эта сраная страница?</h1>
<p>Эта сраная страница про это</p>
<p>Чтобы узнать больше <a href="#">кликая сюда, уёба</a>.</p>
Конечно, это было просто, но это было без буллшита. Никого отвлечения, просто: какую мысль ты хочешь донести?
Мы видели дохрена крутотенюшек в сети, но также было полно всякого дерьма. Некоторые вещи были слишком сложными. Нужно помнить, что на самом деле веб-страница проста. И в этом её красота. Когда ты загружаешь HTML-файл на свой сервер; это охуенно. Автономность и независимость — основа существования сети. Мы не должны это забывать.
Миру нужны айтишники. Может быть мы больше не делаем сайты профессионально. Но мы должны делать сайты. Страсть, свобода, удовольствие: мы должны передать это следующему поколению.
Давайте использовать сеть, чтобы создавать новые впечатляющие штуки.
Давайте использовать сеть, чтобы помогать людям понимать друг друга.
Давайте используем слова Тима для того, чтобы вдохновить новое поколение любить простые HTML-страницы так, как любим их мы.
P.S. Не обязательно радикально возвращаться к HTML без новых технологий и CSS. Можно просто делать сайты проще. Например, промо-страница Игрового Режима Рокетбанка или пиксельный «Победи кризис»