Религия, как и всё на свете не может быть понята и расценена как вещь, имеющая один смысл.
В ней смешиваются трагедии, чудеса, счастье, манипуляции людьми, способ сохранения знания, денег и передачи мыслей сквозь время и расстояние. При всём при этом, религия — это первые проявления духовности и интеллекта человека, попытки передать какие-то продукты интеллектуальной деятельности через поколения, особенно если мы говорим о религии, как об общественном институте, а не комплексе верований, легенд и сакральных знаний.
Религия — как общественный институт является самой успешной демонстрацией того, что в английском замечательно описывается словом “preservation” — сиречь сохранение, пронесение сквозь века. Религия — это самый успешный способ сохранения и донесения до потомков оправданных с точки зрения оптимизации вероятности выживания рода свода правил, мыслей и методик. Это то, что на длительном промежутке позволяло достаточно большой группе людей выживать, сохранять свою культурную идентичность и передавать свой уклад жизни потомкам.
Особенного внимания заслуживает то, как эти знания были упакованы в религиозные конфессии с целью организации процесса воспроизводства и копирования этих знаний. С точки зрения маркетинга это потрясающий проект, который позволил выживать идеям, заставляющих людей вести себя определённым образом и распространять (так и хочется сказать «вирально») эти идеи и концепции.
За построением религиозных организаций такими, какими мы их знаем лежит потрясающая коллективная работа сотен величайших умов современности, которые для своего времени были на равне с теми людьми и организациями, которые сейчас занимаются Большим Андронным Коллайдером или полной расшифровкой и интерпретацией генома человека.
Время ушло, как и ушли шансы на построение такой большой и гениальной истории, как создание религии, которая будет существовать тысячелетиями. Но вместе с тем, история религии является самым фундаментальным источником знаний о том, как убеждать людей и формировать у них определённый образ мыслей.