Проблема в сохранении и структурирование прочитанной информации решается ведением структурированный записей в Evernote или составлением Mind Map по прочитанному материалу. Но при этом остаётся большой вопрос — как лучше запоминать прочитанное?
Скот Янг, который ведёт блог, посвящённый эффективному обучению и известен тем, что пусть и неофициально, но выучил программу MIT в несколько раз быстрее официального курса, недавно поделился в своём блоге статьей в рамках рассылки по быстрому обучению. Ниже приведён перевод этой статьи.
Как перестать забывать прочитанное?
Существует два основных способа выучить что-то. Первый способ основан на использовании различий между разными процессами запоминания в мозге. Второй основан на том, что ты делаешь во время чтения, чтобы лучше запоминать информацию.
В этой статье речь пойдёт о первом способе запоминания прочитанной информации.
Большинство людей думает, что запоминание — это действие, которое происходит однократно и дискретно — ты либо запомнил что-то, либо нет.
Что интересно, ученые-когнитивиситы [это те люди, которые работают на стыке биологии, биоинформатики, психологии и нейрофизиологии — прим. редактора] доказали, что сам акт запоминания можно разделить на два независимых процесса. Эти процессы связаны, но они — не одно и тоже. К сожалению, именно попытки запомнить информацию, считая этот процесс единым и неделимым является причиной, по которой многие люди так плохо учатся — они приводят к провалу любые попытки запомнить то, что так нужно на экзамене или в жизни.
Эти два процесса называются «воспоминание» и «осознание».
Осознание — важное свойство памяти, которое проявляется, когда ты видишь птицу и осознаешь, что это — чайка. Это происходит, когда кто-то называет тебя по имени и ты понимаешь, что этот человек обращается к тебе. Также это происходит во время чтения. Чтобы прочитать этот текст ты должен осознать значение каждого из написанных здесь слов.
Воспоминание, с другой стороны, работает по-другому. Это — возможность достать из памяти ответ на вопрос без попыток вспомнить. Если спросить тебя столицу Франции, ты просто будешь знать ответ, Париж, потому что ты это вспомнил.
Воспоминание почти всегда — более сложный процесс, чем понимание. Ответить на вопрос, «Какой город является столицей Франции?», — куда сложнее, чем ответить на вопрос, «Является ли Париж столицей Франции?».
Читая что-то мы хотим сделать полученный знания доступными для того, чтобы мы могли их вспомнить. Несмотря на то, что иногда лучшая информация — это информация о том, где мы можем найти нужные вещи, в какой книге/статье их прочитать [привет, Evernote], я в большинстве случаев читаю книги, потому что хочу, чтобы прочитанная информация пригодилась мне в жизни. Я хочу получить возможность вспомнить ключевые идеи в ситуации, в которой они окажутся полезными: разговоре, при принятии важного решения, на работе. И они будут совершенно бесполезны для меня если я не могу их вспомнить.
Так что же нужно делать, чтобы перестать забывать прочитанное?
Проблема состоит в том, что в процессе запоминания информации её осознание тебе не поможет.
К сожалению, попытки осознания и понимания прочитанной информации — практически единственное, что люди делают, когда они читают книгу. Когда ты читаешь книгу, большую часть времени ты тратишь на то, чтобы понять то, что было сказано. И только в редких случаях ты вспоминаешь идею без дополнительного внешнего воздействия. Когда ты читаешь хорошо написанную книгу или текст, тебе не приходится напрягаться, чтобы вспомнить какой-либо факт, потому что хорошие писатели знают, что не стоит заставлять читателя запоминать и поэтому они часто повторяют ключевые моменты для того, чтобы читатель не впал в ступор.
И только после прочтения книги, ты внезапно начинаешь хотеть получить прочитанные знания в виде информации, которую ты можешь вспомнить. Ты хочешь, участвую в разговор с коллегой, отвечая на вопросы во время экзамена или во время принятия решения, иметь возможность обратится к информации, которую до этого только пытался осознать, но не запомнить.
Учитывая это, не удивительно, что большинство людей не могут вспомнить прочитанную информацию.
Как можно запоминать больше прочитанной информации?
Ответ прост: использовать то, что я называю Методом Книги Вопросов [в школьных учебниках вопросы для самопроверки встречаются довольно часто].
Когда ты читаешь что-то, что хочешь запомнить, веди заметки. Только в отличие от обычных заметок, которые обобщают суть прочитанного, записывай вопросы [для самопроверки].
Если бы ты делал заметки для этого поста, ты мог бы записать вопрос: «В: Какие основные 2 процесса существуют в памяти?» и ответ был бы: «О: Запоминание и понимание».
Затем, когда ты снова возвращаешься к чтению книги, пробегай по записанным вопросам и проверяй себя, насколько хорошо ты помнишь ответы на предыдущие главы. Это небольшое упражнение позволит тебе улучшить навыки запоминания, так что ты сможешь куда проще вспоминать нужные факты, когда они будут тебе нужны.
Эта концепция довольно проста, но в её рамках существуют несколько подводных камней, о которых я сейчас расскажу.
Во-первых: не надрывайся. Попытки вспомнить каждый факт из прочитанный книги сделают чтение ужасно скучным занятием, способным убить любовь к чтению. Одного вопроса на главу скорее всего будет достаточно для большинства книг. Для большинства популярных книг и курсов, 10 вопросов должно хватать, чтобы покрыть ключевые идеи и тезисы.
Во-вторых: записывай номера страниц, на которых содержаться ответы на записанные тобой вопросы. Это сохранит для тебя время, которое ты можешь потратить на что-то более полезное, чем поиск ответа.
В-третьих: не усложняй! Для бумажных книг пиши вопросы на форзаце книге, потому что его для этого должно хватить. В этом случае он также будет работать и как оглавление, так что ты сможешь перечитывать важные моменты позже. Если ты читаешь книги через Kindle или iBooks, сохраняй вопросы в аннотациях, чтобы потом иметь возможность сделать мини-тест.
Если ты читаешь книгу для какого-то курса или предмета, этот метод также работает. Его можно использовать для получения более подробной информации, которая позволит тебе выучить материал, даже когда не хватает времени на запоминание.
Начни сейчас
Цель этого небольшого поста — не просто дать тебе подсказки, она состоит в том, чтобы улучшить то, как ты учишься. Если ты прочитал пост до конца, я хочу, чтобы ты взял и попробовал этот метод прямо сейчас:
1. Возьми блокнот и ручку. Если у тебя под рукой нет блокнота, возьми любой кусок бумаги, даже салфетку.
2. Возьми книгу, которую ты читаешь и вложи ручку и салфетку вместо текущей закладки.
3. Для главы, на которой ты остановился, запиши основной вопрос, который, в случае правильного ответа заставит тебя вспомнить основную идею главы. Запиши его на этой закладке и поставь номер страницы, на которой можно найти ответ.
Если ты используешь электронную читалку или планшет, это будет даже проще. Сделай заметку для текущей главы со своим вопросом и проверь, можешь ли ты вспомнить ответ на него.