Одна из самых больших тайн, которая не является тайной, это то — что никто на самом деле не знает чего хочет. Дэн Айри доказал, что люди — иррациональные существа и нам свойственно сначала принять решение, а потом придумать причину, почему мы такое решение приняли. В этом и заключается гениальность Генри Форда и Стива Джобса. Они понимали, что всё, чего хочет человек — это более быструю лошадь и кто знает, сколько времени заняло бы создание автомобиля, если бы Генри Форд слушал своих клиентов. Иногда не надо слушать своих клиентов, если ты точно знаешь, что можешь предложить им что-то лучше. Так что же делать, чтобы узнать, что на самом деле нужно людям?
Нужно думать. Да-да. Нужно ставить себя на место среднего пользователя или выдуманного персонажа и думать о том, какие проблемы стоят перед ним. Предположим, что мы хотим сделать сферический портал, который объединяет каталог людей, которые организовывают свадьбы в вакууме.
Это значит, ведущие, фотографы, флористы ит.д. Отлично! Открываем контакт и находим группу. Например, группу Ромы — крутого ведущего из Новосибирска. И тут мы можем применить потрясающий совет гениального доктора Хауса, который говорил, что все врут. Он принципиально отказывался говорить с пациентом, потому что понимал, что они не расскажут всего, что ему нужно, чтобы правильно поставить диагноз. Вместо этого он отправлял свою команду исследовать дом или рабочее место, изучал результаты анализов и после этого ставил правильный диагноз (оказывается, смотря сериалы всё-таки можно чему-то научиться).
Он не верил людям, потому что знал, что ему не нужна информация, которую он получит от них, потому что со стороны ему будет виднее, какая же у них проблема. И только в самом крайнем случае он шёл на диалог, чтобы проверить свою гипотезу.
Первое же сообщение в группе, которую мы открыли:
Список занятых дат ведётся простым сообщением в вконтакте. Это не значит, что всё, что нужно организаторам свадеб от нашего сферического портала в вакууме — удобный способ бронирования дат. Но возможно — это именно та возможность, которая им нужна. И нет никакого другого способа проверить это, кроме как набросать интерфейс, встроить его в этот портал, а потом позвать шоуменов и фотографов воспользоваться сервисом.
Какие ещё специфичные вещи можно найти в таких группах? Например, портфолио, которое должно отображать информацию об успешных кейсах и показывать уровень специалиста. Отзывы живых людей, контактная информация. Может быть, какой-то типовой сценарий праздника.
И если мы делаем такой портал, то имеет смысл сначала сделать более-менее вменяемый прототип и показать его целевой аудитории и спросить, удобно ли им пользоваться, или всё-таки все их проблемы решаются грамотным ведением группы в вконтакте?
При этом, естественно, надо понимать, что мнение одного человека может отличаться от мнения большинства и этот прототип стоит тестировать на разных людях из разных городов, потому что в маленьком городе у специалиста может вообще не быть никакой конкуренции, он итак получает все заказы и ему нет нужды показывать свой профессионализм и мастерство и наш гипотетический портал окажется никому не нужным. Поэтому нужно будет запустить директ, или привести 50-60 человек, чтобы понять картину: какие функции окажутся востребованными, а какие — нет.