Когда люди приезжают в Будапешт с целью побывать на Сигете, они даже не подозревают, что им предстоит увидеть два города. Потому что на время фестиваля небольшой остров, на котором он проходит сам становится своим городом-государством со своей фестивальной культурой и своими законами.
Причём организация происходит на высоком уровне. Организаторы заботятся о безопасности и комфорте людей, попавших на фестиваль и делают всё для нормального времяприпровождения такой огромной толпы.
Sziget — один из самых крупных фестивалей Европы. В этом году хедлайнерами были Prodigy, Korn, Deadmau5, Skrillex, Imagine Dragons. Проходит он на острове в городе-герое Будапеште, который на одну неделю в августе становится центром сбора молодых (и не очень. Люди за 40 на Сигете — не исключение, а одно из правил) людей, любящих современную музыку.
Помимо значимого культурного события и жирного крестика в календаре любителей open-air фестивалей, Sziget — потрясающий бизнес-проект, который наверняка ежегодно приносит казне Будапешта занчительные суммы в виде налогов и денег, которые тут оставляют туристы.
Вот так вот выглядит главная сцена (а их на территории фестиваля было больше 5) вечером
На Сигет действительно приезжает много людей
Организаторы заботятся о том, чтобы выступление было слышно и тем, кто стоит позади. Лужи после дождя, кстати, оперативно закидывали песком на следующий день.
Как верно заметил блогер Семён Кибало в своём интервью России 24 — флаги позволяют собраться вместе людям с одной страны на фестивалях. Если вы хотите поехать на фестиваль — захватите с собой флаг, иначе придётся делать его на месте из подручных средств.
Одни только билеты приносят организаторам достаточно денег. Билет на всю неделю стоил 200 € (это вариант без абонимента на поездки по городу на муниципальном транспорте), билеты на один день стоили по 50 € на тот случай, если вы не хотели или не могли присутствовать на всей программе. Браслеты фиксировались железной клипсой, которую проверяли при входе на остров.
Нелегальная торговля на входе, естественно присутствовала, но насколько с такими браслетами можно попасть на фестиваль — неизвестно.
Жители Сигета переодически ходили в кафе неподалёку, чтобы передохнуть от атмосферы фестиваля. За время фестиваля эти кафе наверняка делают годовую выручку.
Кстати, ехать от острова до центра недолго — порядка 20 минут (и 10€) на такси или же на метро, откуда нужно было пройти порядка 800 метров пешком. Такси было организовано потрясающе.
Волонтёры (с которыми рассчитались билетами на фестиваль) следили за порядком в очереди (которая частично стояла под заметным на фотографии навесом), усаживаю желающих в машины.
Фестиваль официально обслуживала только одна компания, которая наверняка заплатила внушительный откат организатором, потому что вечером очередь на такси растягивалась где-то на 100м, при учёте того, что каждую минуту от пункта уезжало 4-5 машин.
Теперь о самом интересном — о деньгах. Дело в том, что на территории фестиваля платить можно было только при помощи карты по бесконтактной технологии Pay Pass (когда для оплаты нужно только приложить карту к считывателю), продвигаемой Мастеркардом. В России, кстати, летом прошёл фестиваль с аналогичной концепцией — Alfa Future People при поддержке Альфа-банка. И если в отношении Сигета не до конца понятно, как во всём этом участвовал Мастеркард, то Alfa Future People был напрямую организован Альфа-банком для того, чтобы бороться за молодую аудиторию и продвижения технологии Pay Pass. На территории этого фестиваля все операции также осуществлялись только при помощи Pay Pass оплаты.
На Сигете все вопросы с оплатой были организованы на ура: если карта не поддерживала Pay Pass, можно было купить локальную карту (которой можно было расплачиваться только на фестивале) и положить на неё деньги вот в таких вот пунктах оплаты:
Остаток, кстати, можно было после фестиваля получить обратно наличкой. Пунктов хватало на территории и около них, кстати, поддерживали чистоту (обратите внимание на урны).
Приём платежей на всех барах и закусочных на фестивале был организован в виде небольшого модуля (на фотографии между бутылкой и салфетницей) и мини-принтера, который печатает чеки. Таким образом, даже покупка хот-дога (1 евро = 300 форинтов, 1 рубль = 6 форинтов) осуществлялась по карточкам, без получения сдачи и последующего рассовывания мелочи по карманам. Удобно.
Эти карточки принимали во всех точках. В барах:
В мобильных кофейнях:
В автолавках:
Мобильные автолавки, кстати, были самым популярным форматом для организации продажи еды или напитков:
И везде безотказно работали беспроводные платежи. Добро пожаловать в будущее.
Были и просто стационарные бары:
Но автолавки, как формат, явно преобладали как способ организации торговли, благодаря их удобству и соотношению трудозатрат на возведение павильона к генерируемой прибыли.
Вот это очередь за бургерами!
Помимо автолавок, на Сигете присутствовали брендированные площадки (за постановку которых наверняка были заплачены некоторые суммы). Axe, Durex, Jack Daniels не упустили возможности обратиться к своей аудитории на фестивале и организовать брендированные площадки. Центром площадки Jack Daniels, кстати, была тоже автолавка.
Но необычная. Автолавка, сделанная на базе здорового брендированного тягача.
Внутри был расположен бар и настольный футбол
В баре был совершенно предсказуемый ассортимент. Прекрасный ассортимент.
Вот так вот эта зона была организована снаружи
Барчик от Axe
Местный производитель воды (на самом деле, часть холдинга Nestle или Coca-cola) с “VIP lounge зоной”:
Чудеса таргентинга аудитории от Durex
Площадок Durex было на фестивале несколько и парочка стояла недалеко от палаточного городка (в котором жило довольно много съехавшися на фестиваль студентов и молодых людей), который кстати, тоже был организован весьма удачно.
На выходе из него, например были большие контейнеры с мусором, которые своевременно вывозили.
Рядом были туалеты и души. Туалеты были настолько чистыми, насколько вообще возможно организовать чистоту в туалетах для многотысячной толпы. То есть ими можно было спокойно воспользоваться и не хотеть побежать после этого в душ.
Позаботились организаторы и кое-чем важнее туалетов и душей — пунктах для подзарядки техники, чтобы можно было выкладывать фотографии и селфи. Сеть на фестивале, кстати отработала на 4ку.
Вечером, во время сбора у главной сцены вполне можно было посылать SMS и созваниваться, но вот 3G работал не всегда (что, в принципе, неудивительно, учитывая размер толпы).
Около главного входа была организована камера хранения для жителей палаточного городка
Помимо баров, сцен, места для жизни, на территории фестиваля был кран для прыжков с резинкой, колесо обозрения и бар, который поднимается на 50м от земли. На полу была реклама, которую можно читать с земли.
У входа на фестиваль была сделана попытка сделать вид, что Сигет — это не только музыка, алкоголь и веселье, но и возможность почитать или обменяться книгами на пункте буккроссинга, около которого удачно лежали пуфики. Тут же виден и один из эвакуационных знаков.
Большинство дорог, кстати, были покрыты вот такой временной пластиковой плиткой.
Интересно, как быстро она появится в России для защиты газонов от людей и одежды людей от грязи на крупных мероприятиях? Надо Варламову подкинуть идею осветить эту штуку.
Вот так вот был организован фестиваль Сигет. Транспорт, жильё, еда, развлечения. Бизнес и платежи на территории фестиваля.
А музыка, лайнап… Это уже дело десятое. Условный Macklemore можно было заменить любой другой группой и никто бы не заметил разницы.
Какое это имеет значение, если тут люди делают огромные деньги?
Если вам понравился пост, поделитесь им, пожалуйста, в социальные сети при помощи кнопок ниже, чтобы больше людей понимало, как устроены музыкальные фестивали.