Я очень не люблю слово «стартапер», потому что сейчас оно несёт скорее негативный посыл. Но именно так называет людей, которые хотят начать свой бизнес (и которые не всегда до конца понимают, на какой страшный шаг они решаются), общество и пресса. Поэтому сразу стоит говориться и сказать, что речь идёт не о тех, кто мечтает сделать мифический «идеальный продукт», «изменить мир», или снискать себе лавры нового Цукерберга.
Речь пойдёт о взрослых прежде всего морально и культурно людях, которых можно назвать гордым словом «предприниматель».
Что отличает предпринимателей от других людей?
В этом-то и есть вся прелесть разделения предпринимателей и стартаперов — в правильной культуре. В том же Бостоне и Долине считается абсолютно нормальным помогать своему community. Связями, трудом или деньгами — будьте уверены, что выпускники MIT или Стэнфорда не забудут свою Alma mater и охотно помогут человеку, который прошёл схожую школу жизни. И все эти годы роста и эволюции капитализма в Америке позволили создать среду. Среду, которая начинает формироваться и у нас, потому что всё больше и больше молодых людей в России задумываются над экологичностью и культурой бизнеса.
1. Реакция на критику.
В первую очередь их отличает то, что любая критика — это feedback. Обратная связь, повод стать лучше, возможность исправить ошибку и улучшить сервис или продукт. Это — самое ценное, что можно получить от клиентов, друзей или критиков, потому что люди, которые промолчат не дадут возможности исправить ошибки и понять, в чём заключается проблема.
2. Помощь другим
Типично российским подходом в бизнесе является политика «выкачивания ресурсов». Ты должен взять всё, что можно, а после тебя — хоть потоп. Поэтому можно делать всё не заботясь об экологии, уезжать из города, забывая про общество и ничего не возвращать тому, что позволило тебе вырасти. Именно это и отличает настоящих предпринимателей — они заботятся о том, чтобы дать что-нибудь взамен. Ты должен отдавать обществу то, что оно вложило в тебя, потому что тогда ты будешь расти вместе со своей средой.
3. Стойкость
Несмотря на то, что что-то не получается, эти люди будут следовать намеченному плану, не обращая внимания на проблемы, которые обязательно возникнут. Ведь даже «неукоснительное выполнение посредственного плана приводит к лучшим результатам, чем хаотичное выполнение гениального» (с) «22 непреложных закона маркетинга».
4. Безумие
Потому что всегда надо быть немного безумным, чтобы начать бизнес и начать реализовывать идею, которая пришла к тебе в голову. Тебе будет нужно проявить стойкость и упорство, чтобы двигаться в выбранном тобой направлении, не смотря на те неудачи и проблемы, которые возникнут, а это требует не только отваги, но и немного сумасшествия.